Эдуард Субоч - чемпион СССР по прыжкам с трамплина 1988 года, а ныне судья ФИС (Международной федерации лыжных видов спорта) вернулся из словенской Планицы, где обслуживал заключительный этап Кубка мира.
- Как вам организация заключительного этапа, восклицательный знак получилось поставить вместо точки?
- Еще бы! Для меня этот этап был особенным: второй раз в своей карьере судил именно полетные соревнования. Огромные скорости, дальние прыжки... Переживал за спортсменов и накатчиков, которые перед стартом трамплин проверяют. Стоял в судейской у подоконника, аж руки тряслись от волнения! Планица - особенное место, трибуны всегда битком, своих словенцы поддерживают неимоверно. Взял с собой сына помогать судить (смеётся), для 11-летнего парня эмоции незабываемые.
Но самое запоминающееся - прощальная вечеринка. В субботу, перед заключительным днем прыжков, все команды приносят свои национальные блюда. Играет музыка, люди общаются, делятся своей культурой, сувенирами, эмоциями. Это все Вальтер Хоффер придумал, директор Кубка мира - и это сплачивает всех. После прыжков удалось со словенцами сразиться в гольф на озере Блед. Очень хорошо расслабляет после тяжелых стартов, опять-таки классный вид спорта. И очень дружбу укрепляет.
- Давайте о результатах. Что-то удивило?
- Пожалуй, провал олимпийского чемпиона Андреаса Веллингера. Сезон оказался длинным, Олимпиада ещё всех измотала, видимо, сил немцу и не хватило. Жалко его, конечно, но это спорт, тут лучший побеждает. Вот и победил Камил Стох. Кстати, поляка всё, что я сказал насчёт усталости, явно не касается. Он двужильный. Стох не устает как будто.
- Но в командных стартах поляки остались без медалей - в отличие от Олимпиады.
- Да, но тут многое и от судей зависело, и от тренерских штабов команд. Помимо меня прыжки судили поляк, немец, словенец и финн. И все очень по-своему это делают. Каждый видит что-то своё, но это уже специальные нюансы, не будем в них углубляться... Словенцы, выигравшие бронзу, прыгнули явно выше головы. Поддержка трибун, домашняя атмосфера явно играли за них. Второе дыхание у них открылось. Но конкуренция с поляками шла до последнего. С судьями сошлись во мнении, что тренерский штаб сборной Польши явно ошибся. Надо было на последнем прыжке Стоха опускать лавку и получать дополнительные очки за короткий разгон. Приземление Камил сделал бы идеальное - и эти 4 очка разницы у словенцев отыграл.
- Тем не менее Стох смог выиграть "Хрустальный глобус" по итогам сезона, конкурентов у поляка нет, получается?
- Почему же? Да, он побеждал на большинстве этапов Кубка мира, но практически всегда борьба шла до последнего. Не было у него огромных отрывов. Норвежцы могли его догнать. Но Стох в очередной раз показал, что пока он сильнейший. Следующий год для Камила легким точно не будет, молодежь не дремлет.
- Наши смогут побороться в следующем сезоне? Или мы так и не увидим прогресс? В Планице ведь тоже не блеснули: 7-е место в команде, в индивидуальных - даже не в двадцатке...
- Не всё так плохо. В командных соревнованиях ребята показали хорошие прыжки. Почти все - за 210 метров. Евгений Климов и Денис Корнилов так вообще молодцы. У нас молодая команда. Да, пока не хватает уверенности, чтобы бороться с матерыми поляками, немцами и норвежцами, но всё придет! Впереди 4 года, будем готовиться к Олимпиаде. Скоро выборы президента федерации (Федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России - "МК"), буду участвовать. Если всё пойдет по плану, постараемся поднять прыжки с трамплина. Глобальная цель - повторить достижение Владимира Белоусова 1968 года, взять "золото"!
А сейчас улетаю в Нижний Тагил, на чемпионат России, а сразу после будем подводить итоги сезона. Посмотрим, как после европейских стартов наши ребята покажут себя на русской земле. Очень рады, что с нами на следующий сезон остается глава попечительского совета, наша федерация в надежных руках, а значит, будем работать дальше. Есть много планов, составляем программу подготовки. Но конкретно об этом будем говорить немного позже.